Нетрадиционные формы организации двигательной деятельности и оздоровительных мероприятий с детьми


Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей человека. Ребёнок познаёт мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений.

Обоснование и внедрение в практику целесообразных методов и приёмов формирования движений и развитие физических качеств у детей – ближайшая задача физического воспитания. Необходимо развивать физическую культуру дошкольника, предусматривая в первую очередь, формирования отношения к двигательно – активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр, упражнений, от занятий.

Для успешного решения всех задач физического воспитания одним из необходимых условий является создание  предметно – развивающей среды в группах, которая позволит разнообразить самостоятельную двигательно – активную деятельность детей. Для этого необходимо иметь разнообразное и правильно подобранное оборудование в группе. Это в основном нестандартное оборудование. Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции. Материалы для изготовления такого оборудования разнообразны и малозатратны: пластиковые бутылки, пробки от пластиковых бутылок, капсулы киндер – сюрпризов и т.д.

К физической культуре мы приобщаем ребёнка постоянно, ежечасно, ежеминутно. Она пронизывает всю его жизнь, все виды деятельности, отдых. На  занятиях и в повседневной жизни мы развиваем природную потребность ребёнка в движении, не подавляя её. Дошкольникам полезны: ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные занятия, динамические часы, также должен быть предоставлен простор для самостоятельных игр, упражнений, развлечений. Для этого необходимо проводить занятия в различных вариантах, в нетрадиционной форме.

Наряду с поиском совершенных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа позволяет разнообразить процесс физического воспитания и развития двигательной творческой инициативы детей. Как говорил талантливый педагог современности В.А. Сухомлинский, ребёнок долженжить в мире творчества, 

без этого он "засушенный цветок".

 

Физкультминутки на основе фольклора.

«Зайка»

Ну – ка, зайка, выходи!               Правой рукой выполняют

                                                    зазывающее движение.                              

Ну – ка, серый, выходи!              Левой рукой выполняют

                                                    зазывающее движение.                              

 

Зайка, зайка, попляши,               Руки на поясе,

Ну – ка, серый, попляши!            выполняют «пружинку».

Ручками похлопай,                     Движения выполняются

Ножками потопай                       согласно тексту.

И немножко покружись,

Всем нам низко поклонись.

 

Русские народные подвижные игры, игры – забавы, аттракционы.

«Кто больше соберет предметов?»

(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

На полу рассыпаются мелкие предметы (шишки, игрушки, кубики и т.д.). Выбираются двое—трое детей, которым завязывают глаза. В руки им дают корзиночки. По условному сигналу дети собирают с пола предметы и кладут их каждый в свою корзиночку. По сигналу «кончили» им развя­зывают глаза, после чего считают, кто сколько собрал предметов:

Примечание. Можно проводить игру, не завязывая глаза.

 

«Прыжки в мешках»

«Донеси не урони»

 

На занятиях с умственной нагрузкой необходимо  проводить физкультминутки. Они снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность.

 

Требования к физкультминуткам:

- они должны проводиться на начальном этапе утомления (8-11 мин. занятия), так

   как более позднее их проведение не даёт желаемого эффекта, продолжительность

    не более 1-2 мин.;

- содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным

   содержанием занятия. Например, на занятии по математики использовать физкультминутки со счётом.

 

Один- два- три- четыре пять!                  Поочерёдно сгибать пальцы: мизинцы,

                                                                  безымянные, средние, указательные, большие.

Все умеем мы считать,                              Кисти рук сжать в кулак, выпрямить.

Отдыхать умеем тоже -                            Плавно отводим руки назад.

Руки за спину положим,                           Голову поднять повыше и спокойно дышать.

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим…

 

«Бабочка»

Утром бабочка проснулась.                     Плавные взмахи руками.

Потянулась.                                             Движения выполняются

Улыбнулась.                                            по содержанию текста.

Раз – росой умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре -  улетела.

 

- упражнения для физкультминуток должны быть занимательными, хорошо

   знакомы детям;

- необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физкультминутки, так

  как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно, результативность.

 Физкультминутки могут проводиться в форме подвижной игры(например «Зайка беленький сидит», «Самолёты»); 3-4 общеразвивающих упражнений, дидактической игры  с движением, танцевальных движений (например под музыку «Чунга – чанга»); выполнение движений под текст стихотворения (например:

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей!

А так же физкультминутки в виде любого двигательного действия и задания.

 

Физкультурные паузы (двигательная разминка) – активный отдых детей, проводимый между занятиями, с использованием физических упражнений. Отличаются от физкультминуток, прежде всего длительностью и проводятся между занятиями в течение 5- 8 мин.

Выделяют две формы организации детей для проведения физкультурных пауз:

 1. Самостоятельное выполнение движений, физических упражнений, которое приучает детей целесообразно использовать время между занятиями в активном движении. Для проведения двигательной разминки следует заранее подготовить оборудование и пособия. Необходимо следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки. Примерные задания могут быть следующими. Разделить детей на 2-3 группы. Первая набрасывает кольца (игра «Кольцеброс»), вторая играет с кеглями, третья – со скакалкой.

-А какие проводите, вы, физкультурные паузы? Приведите примеры.

2. Фронтальное выполнение физических упражнений под руководством педагога. Организованный (фронтальный) способ проведения физкультурных пауз может иметь комбинированный характер (Что значит комбинированный? Как вы, понимаете?) и состоять из комплекса физических упражнений, подвижных и музыкальных игр. Игра служит средством эмоциональной, нервной разрядки, а сочетающий с ней комплекс ОРУ является организующим и дисциплинирующим элементом.

Физкультурные паузы не проводятся в дни занятий физической культурой.

Физкультурные мини-паузы самая короткая форма активного отдыха и выполняются в течение 20-30 секунд. Применяя упражнение или специальный приём, повторенный несколько раз в ограниченное время, можно эффективно снять заторможенное состояние с нервных центров коры головного мозга или напряжение с отдельных мышечных групп и усилить кровообращение.

В жизни мы часто прибегаем к физкультурным мини – паузам, не замечая этого. Так, при долгом и напряженном письме, работе на компьютере мы жмуримся, смыкаем веки на несколько секунд или смотрим куда-нибудь вдаль и вновь принимаемся за работу. В быту, поработав в наклоне, мы потом  выпрямляемся и, потягиваясь, прогибаемся назад и вновь берёмся за своё дело. Чаще всего физкультурные мини-паузы проходят по изометрическому типу, то есть без особого перемещения. Это могут быть 1-2 упражнения типа потягиваний, встряхивающих движений руками и ногами или наклонов в стороны, назад, элементов самомассажа рук, спины, головы, дыхательных упражнений и др.

 

Мы писали, мы писали,               Кисти рук сжать в кулак, выпрямить

Наши пальчики устали.

Вы скачите пальчики,                   Постукивание подушечками пальцев о стол.

Как солнечные зайчики.

 

Руки кверху поднимаем,              Руки вверх.

А потом их опускаем,                  Руки вниз.

А потом их разведём                   Руки в стороны.

И к себе скорей прижмём.           Руки вниз, прижать к бёдрам.

А потом быстрей, быстрей,          Хлопки в ладоши.

Хлопай, хлопай веселей!

 

День здоровья проводится раз в месяц. Он содействует оздоровлению детей, предупреждает утомление. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью, самостоятельными играми и упражнениями в спортивном уголке. Организуются соревнования, конкурсы, аттракционы; в тёплое время года прогулки на школьный стадион. Так же воспитатель проводит беседы о здоровье, о значимости физических упражнений.

При организации дня здоровья для повышения эмоционального фона рекомендуется красочное оформление помещения, а также использование характерного музыкального сопровождения.

День здоровья может начинаться приёмом детей, который может проходить в занимательной, шуточной форме. Детям предлагают выполнить различные весёлые задания, прежде чем они попадут в группу. Это может быть преодоление полосы препятствий, отгадывание загадок о спорте и т.д.

Во второй половине дня следует провести физкультурный досуг. Цель физкультурного досуга доставить детям удовольствие, создать радостное настроение. Поэтому содержание физкультурного досуга составляют в основном все знакомые детям физические упражнения и подвижные игры, обновляемые путём введения неожиданных для детей вариантов и сюрпризных моментов. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются двигательные качества (быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве и др.). Физкультурный досуг проводится начиная со второй младшей группы (в мл. и ср. группах -25-30 мин., ст. гр. -35 мин., в под. гр.-40 мин.). Проводится досуг с воспитанниками одной возрастной группы. Однако допустимо объединение двух одновозрастных или двух разновозрастных групп (в старшем дошкольном возрасте).

Подбирая материал для детей младшего возраста, необходимо предусмотреть фронтальную работу, чтобы одновременно включить всех детей в выполнение предлагаемых заданий и игр. В среднем дошкольном возрасте в содержание досуга следует постепенно вводить игры с элементами соревнования: «Кто быстрее передаст мячик?», «Чья команда быстрее построится?» и т.д. В старшем дошкольном возрасте физкультурные досуги строятся на играх соревновательного характера, эстафетах, где дети разбиваются на команды, выбирают капитанов. Игры и упражнения в физкультурном досуге следует чередовать таким образом, чтобы в одних участниками являлись команды в полном составе, а в других – представители от команд (по одному или несколько). Заканчивается физкультурный досуг сюрпризным моментом: угощением для детей младшего дошкольного возраста, награждением значками, медалями для детей старшего дошкольного возраста.

Можно организовать новую форму двигательной деятельности для оздоровления детей такую, как  тематическая неделя. Например, распланировать неделю так, в понедельник – прыжки,  во вторник – бег, в среду – лазание,  в четверг – метание, в пятницу – выполнение строевых упражнений. Режим дня дошкольника насыщается двигательными упражнениями и подвижными играми согласно указанному в плане виду движения. При  проведении  тематической недели необходимо, чтобы воспитатели проявили своё творчество, подобрали соответствующий материал для бесед, просмотра познавательного фильма, соответствующее физкультурное оборудование.

 

Литература:

1. Иванов Ю.И., Михайлова Э.И. Играйте на здоровье. Подвижные игры, народные забавы, аттракционы, игровые поединки. М.: Московская правда. -1991

2. Кожухова Н.Н., Рыжова Л.А. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. Академия. -2002

3. Левина С.А. Физкультминутки. Учитель. - 2005