Музыка в повседневной жизни детей

       Все мы хотим видеть наших детей здоровыми, умными, добрыми. Не удивительно, что музыкальному воспитанию, которое способно оказать большое облагораживающее воздействие на подрастающего человека, в нашей стране не уделяется такое внимание. Важное звено – музыкальное воспитание в семье. Но, к сожалению чаще всего родители заблуждаются думая что музыкой должны заниматься только одарённые дети. Заблуждение это многолико и в разных семьях проявляется по-разному.

     «Хорошие родители важнее хороших педагогов». Именно так выразился видный пианист и педагог Генрих Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны. Здесь закон строгий и почти не знающий исключений. Потому что именно папы и мамы должны «заразить» ребёнка любовью к музыке, проявить интерес к его занятиям,

     Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Именно родители закладывают основы его мировоззрения, морали, эстетических вкусов. Естественность и непринуждённость обстановки, совместное слушание музыки, та особая атмосфера, которая создаётся во время занятий с любимым человеком,- всё это определяет большие возможности для приобщения ребёнка к музыке.

     Если человека лишить эмоций, то он превратится в робота. Он перестанет мечтать, любить и надеться. Иногда родители прилагают все силы, чтобы их дети получили аттестат или диплом с отличием, и забывают о духовном мире ребёнка, его нравственном развитии. И тогда вырастают молодые люди с неразвитой эмоциональной сферой, не способные к жалости и сочувствию. И тут на помощь может прийти музыка…Далеко не все верят в такую возможность. У ребёнка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обострённо чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Очень важно сохранить в детях эту свежесть и непосредственность чувств.

 

      «Начинайте с колыбели»!

 Пожалуй, нигде потеря времени не сказывается с такой очевидностью и с таким драматизмом, как при воспитании  ребёнка. Взрослый человек, провалявшийся на диване с пустой книжкой, возможно, наверстает это время, если ляжет спать попозже. Ребёнок оставшийся за бортом воспитания, независимо трудового, нравственного, физического или музыкального, теряет какие-то драгоценные качества личности, которые уже не вернуть. Особенно необратимые последствия имеет потеря дошкольных лет.

     С самого рождения ребёнок попадает в мир, полный звуков. Это голос матери и отца, поскрипывание кроватки, звон погремушек, шум машин за окнами и множество других самых различных голосов и звуков – сердитых, резких, громких, тихих, взрослых, детских. Через эти звуки младенец вслушивается в окружающий мир и пытается его понять. Из огромного мира звуков особенно влекут младенца музыкальные звуки. Особенно активно маленькие дети воспринимают ритмическую сторону музыки.

     Уже в три-четыре месяца малыш не только прислушивается к музыке, но и воспринимает её эмоционально. При звуках колыбели лежит спокойно, тихо. Под живую весёлую музыку улыбается, радуется. С большим интересом ребёнок до года слушает музыку, под которую ритмично движутся взрослые с платком, флажком или бубном. Музыка постепенно входит в жизнь ребёнка. Первые и очень важные впечатления ребёнка связаны с пением матери. Сегодня песня всё больше уходит из семейной жизни. Матери стали петь реже.

     На втором году жизни дети могут уже сами баюкать куклу или плясать с ней в зависимости от характера музыки. В этом возрасте малыши не любят сидеть неподвижно, и поэтому слушание музыки можно построить в виде игры. В два года движения ребёнка получают значительное развитие. В пляске малыши могут быстро и неглубоко приседать, как бы пружиня на ногах, топать ножкой и т.д.

    При правильном музыкальном развитии дети в три года перед слушанием музыки устраиваются поудобнее, замолкают. Они узнают знакомую музыку, радостно сообщают об этом взрослым, могут высказать о музыке своё впечатление.

     Какую музыку дать слушать в дошкольном возрасте.

Прежде всего это должна быть высокохудожественная музыка, лучшие произведения музыкальной культуры. К музыке для детей вполне подходит определение которое дал С. М. Маршак для детской литературы: «Она должна быть написана, как для взрослых, только намного лучше». Музыка которую слушают малыши, должна отличаться ясной мелодией, светлым характером, чёткой формой. Но не надо бояться давать слушать классическую музыку. Ребёнок может и должен слушать и Чайковского, и Бетховена, и Моцарта. Надо, чтобы с детства его слух был воспитан на классике. Приучен к настоящей, хорошей музыке. Для дошкольников есть много хорошей музыки, специально написанной для них, множество музыкальных сказок, детских песен. Но не стоит давать детям слушать сразу много новых произведений. Даже самая хорошая музыка не воспринимается в слишком больших количествах. Обилие новых впечатлений притупляет музыкальную отзывчивость ребёнка, вызывает пресыщение.

     Кроме слушания музыки, другими доступными в раннем детстве видами музыкальной деятельности являются пение и танец. Малыши очень музыкальный народ. Они имеют музыкальные способности, и прямо-таки обожают петь. Душа ребёнка очень чувствительна к песенной интонации, и нередко правильно петь маленькие музыканты начинают уже в два-три года. Пение занимает важное место в жизни ребёнка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Развиваются чувства, и вкус. Кроме того, раннее пение-это важный способ развития музыкальности, подготовка к восприятию серьёзной музыки. Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Использование иллюстраций помогает малышам сосредоточить внимание, войти в образ песни.

     Так же как и петь, дошкольники любят танцевать. Движения под музыку вызывают у малышей радость, желание танцевать ещё и ещё. Но большинство ребят не удовлетворяют своего стремления к танцам. В школе ритмики нет. И родители зачастую относятся к танцам, как к делу несерьёзному, почти бесполезному. Между тем танец улучшает осанку, развивает ловкость, умение держаться, помогает, как и пение , полнее и глубже воспринимать музыку. Не надо иметь специальных знаний, чтобы помочь малышам овладеть простейшими движениями, чтобы поддержать интерес к танцу. Особенно это нужно детям, не посещающим детский сад.

   Итак, можно сделать вывод: танцы, пение, музыка вносят в жизнь и детей, и взрослых улыбку, хорошее настроение. Наблюдая, как дети поют и танцуют, вы узнаете о них много нового, чего не знали раньше. Потому что в песне и танце внутренний мир ребёнка раскрывается наиболее глубоко и полно.