Рациональное использование двигательных и психологических разгрузок в течение дня


Основная задача педагога: сохранение и укрепление здоровья детей.

Чтобы предупредить физическое и эмоциональное перенапряжение дошкольников в течение дня, целесообразно использовать психогимнастические упражнения по развитию памяти, внимания, воображения. Использование психогимнастических упражнений в физкультминутках, в конце занятий, после двигательной активности позволяет всем детям почувствовать ситуацию успеха: правильно всё, что они делают, разыгрывая тот или иной образ; при этом каждый делает это по-своему, как может. Возникающие мышечные ощущения и эмоции каждый ребёнок может уловить и научиться их произвольно регулировать.

«Поза покоя».

Цель: Освоение и закрепление «позы покоя» и расслабление мышц туловища.

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ладонями вниз, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать. Бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться отдыхать.

Есть у нас игра такая-

 

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно-

Расслабление приятно!

 

«Любопытная Варвара»

Цель: Расслабление мышц шеи и плечевого пояса.

Сидя на стуле, руки опущены вниз, спина прямая.

Любопытная Варвара                   Повороты головы влево - вправо.

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

А потом вперёд,                            Расслабленный наклон головы вперёд.

Тут немного отдохнёт.

Шея не напряжена,

А расслаблена.                             Голову держать прямо.

А Варвара смотрит вверх,            Наклоны головы назад.

Выше всех и дальше всех,

Возвращается обратно,                Расслабленный наклон головы вперёд.

Расслабление приятно,

Шея не напряжена,

А расслаблена.                            Голову держать прямо.

А теперь посмотрит вниз,            Наклон вперёд, голову вниз.

Мышцы шеи напряглись!

Возвращение обратно,                 Голову держать прямо.

Расслабление приятно.

Шея не напряжена,

А расслаблена.

 

«Пружинки»

Цель: Расслабление мышц ног.

Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки. Носки вверх, пятки прижаты к полу. Прижмём пружинки крепче к полу. Ой, как тяжело. Ноги напряжены. Перестанем нажимать на пружинки. Ноги расслабить. Как приятно!

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

Ты носочки поднимай,

Крепче, крепче нажимай.

Нет пружинок – отдыхай!

(Руки не напряжены, ноги не напряжены и расслаблены)

Знайте девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики.

Так же целесообразно использовать в течение дня специально подобранные игры малой подвижности, такие как «Пузырь», «Угадай, кто позвал?», «Найди, что спрятано?» - для детей младшего дошкольного возраста. Для детей старшего дошкольного возраста -

«Четыре стихии», «Сосед, подними руку», «Затейники», «Игровая», «Съедобное – несъедобное», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем».

 

После двигательной активности можно использовать этюды на расслабление мышечного тонуса. Они приводят в равновесие эмоциональное состояние детей, улучшают самочувствие и настроение. Эти этюды называются релаксацией (расслабление или резкое снижение тонуса скелетной мускулатуры).

 

Релаксация: «Волшебный сон»

Дети лежат на спине, руки вдоль туловища, глаза закрыты. Звучит тихая музыка и на её фоне воспитатель произносит слова тихим голосом с паузой.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем,

Дышится легко…ровно…глубоко.

Наши руки отдыхают,

Ноги то же отдыхают.

Отдыхают. Засыпают.

Отдыхают. Засыпают.

Дышится легко…ровно…глубоко.

 

Напряженье улетело,

И расслабленно всё тело.

Будто мы лежим на травке,

На зелёной мягкой травке,

Греет солнышко сейчас-

Руки тёплые у нас…

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать.

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

 

Релаксация: «Ласковое солнышко»

Дети стоят в кругу, прижав обе руки к груди. Затем каждый должен представить, что у него в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и тёплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Воспитатель предлагает детям послать немного света и тепла тем людям, которым этого тепла не хватает

- руки вынести вперёд, кисти рук вертикально. Пожелать им здоровья.

 

Релаксация: «Путешествие на облаке»

Дети лежат на спине, руки вдоль туловища, глаза закрыты. Звучит тихая музыка и на её фоне воспитатель произносит слова тихим голосом с паузой.

Мы с вами сейчас будем путешествовать на облаке. Представьте, что вы лежите на белом пушистом облаке.

Твоё облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твоё лицо?

Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть твоё облако перенесёт тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное…(пауза 10 сек.)

Теперь ты снова на своём облаке, и оно везёт тебя назад.

Вдохните глубоко и потянитесь. Мысленно поблагодарите облако за то, что оно так хорошо вас покатало…